Молочные игры
Пресс-центр / Новости, Дарья Денисова,
100 миллионов тонн молока в год – реальность или фантастика? В Новороссийске стартовала XII Молочная Олимпиада, на которой игроки рынка обсудили накипевшие молочные вопросы.
Молочную пенку снял Михаил Мищенко – директор Центра изучения молочного рынка (DIA). Он придал оптимистичный тон беседе и заявил, что молочный рынок в России набирает обороты. По итогам 2020 г. производство сырого молока в стране достигло 20 млн т. Сегодня рост российской молочной индустрии один из самых динамичных в мире.
– В 2021 г производство молока в РФ должно возрасти до 20,1 млн т, – говорит Михаил Мищенко. – Сегодня лидерами производства являются Татарстан, Краснодарский край, Воронежская область, Удмуртская республика, Башкортостан, Кировская область. Но есть и регионы, которые показали падение. Так в республике Алтай производство товарного молока упало на 4%, в Хабаровском крае этот показатель достиг 13%.
В 2020 г в России произвели более 25 млн т молочной продукции. Это было обусловлено высоким спросом, считает спикер. В том числе из-за пандемии.
– Молочная индустрия особо не пострадала, – утверждает Михаил Мищенко, – люди не перестали покупать молочную продукцию. Спрос вырос на 7,5%.
Однако в России сохраняется дефицит сырого молока – это 4,5 млн т. Он компенсируется импортом – 3,8 млн. т. и немолочными компонентами – 700 тыс. т.
– Страна может производить больше натурального молока, – уверен Михаил Мищенко. – Если мы будем использовать весь свой потенциал, цифры производства могут возрасти до 100 млн т в год!
Сегодня «ЭкоНива» – лидер производства сырого молока в России и третья в мире после Саудовской Аравии и Китая. Компания производит 3 170 т сырого молока в сутки.
– Особый упор мы делаем на переработку, – рассказывает заместитель руководителя управления маркетинга «ЭкоНивы-Продукты питания» Екатерина Дюрр. – Мы производим более 70 наименований молочных продуктов, имеем четыре собственных завода в Калужской, Воронежской, Новосибирской областях. В январе 2021 мы запустили пробные выработки на новом сырном заводе в с. Щучье Воронежской области мощностью 60 т в сутки. Здесь мы производим твердые и полутвёрдые сыры.
Конкурентами для переработчиков натурального молока стали производители растительных напитков на основе овса, сои, гречихи и других компонентов. Многие потребители такой продукт считают альтернативой коровьему молоко, но это заблуждение!
– Растительные напитки не имеют ничего общего с натуральным коровьем молоком, – делится мнением Екатерина Дюрр. – Натуральное молоко – это высокое содержание белка, калия, кальция, лактозы, казеина и ряда витаминов. Необходимо это объяснять и поднимать имидж натурального молока. Именно поэтому «ЭкоНива» запустила собственные экскурсионные проекты, которые проходят на базе животноводческих комплексов компании.
Также Екатерина рассказала, что «ЭкоНива» является активным участником Федерального проекта «Комплексное развитие сельских территорий». Ее цель: повышение уровня жизни и создания комфортных условий на селе, производство качественных и здоровых продуктов, бережное использование природных ресурсов. Большое внимание компания уделяет органике. Спрос на нее среди потребителей тоже растет.
– Органическое сельское хозяйство развивается в Калужской области на ферме «Савинская Нива», – говорит Екатерина Дюрр. – Объемы пока небольшие, они составляют 2-3 т в сутки. Мы производим органическое пастеризованное молоко «ЭКОНИВА ORGANIC». Его поставляем в российские торговые сети, а также в Белоруссию. Производим сыр «Медынский ORGANIC». Готовим к запуску ультрапастеризованное органическое молоко.
Россия имеет большой экспортный потенциал. Последние годы ультрапастеризованное молоко пользуются высоким спросом, а также сухая сыворотка, сыр, творог и мороженное. Например, в Китае большое внимание уделяют происхождению продукта и натуральному составу. Молочные продукты проходят строгий контроль качества.
– «ЭкоНива» подписала контракты с крупными китайскими дистрибьюторами — рассказывает Екатерина Дюрр. – Уже отгрузили 13 партий ультрапастеризованного молока. Их поставили в судоходные порты Далянь, Шанхай, Тяньцзинь и Нанша. Молоко «ЭКОНИВА» продается в небольших торговых сетях Китая и в интернет-магазинах. Популярностью пользуется молоко жирностью 3,5%. Также мы наблюдаем спрос на молоко с высоким содержанием белка для сегмента HoReCa.
Российскую молочную продукцию любят в других странах, ей доверяют. Это доказало исследование, проводимое Федеральным центром развития экспорта «Агроэкспорт». Молочные продукты, сделанные в нашей стране, у зарубежных потребителей ассоциируются с уникальной природой, зелеными просторами, натуральностью и пользой для здоровья.